Lupivshiy (lupiv) wrote,
Lupivshiy
lupiv

Categories:

мосты ведущие в вечность

Очень трудно составлять маршрут выходного дня (максмум поездка на двое суток) вокруг Ростова-на-Дону когда почти везде уже был и когда местность вокруг не богата на достопримечательности. Но я уже давно не был в Ставрополе, поэтому решение созрело в эту сторону. И уже там на месте ориентироваться в поисках приключений.

Названия населенный пунктов по пути привычные ростовскому уху- Батайск (город где заканчивается Россия), Кагальницкая, Зерноград, Мечетка, Егорлыкская, Песчанокопск. Перед последним есть хутор Средний Егорлык. Возле которого состоялось самое круное в истории встречное конное сражение. Красные казаки схлестнулись с белыми. С обеих сторон по 25 тысяч всадников, готовых разрубить противника пополам на бешеном скаку. Битва шла два дня. Белые проиграли и ерез неделю уже тикали с Новороссийска. В память об этом сражении в степи нет ничего. Местные казаки только собираются поставить когда нибудь поминальный крест.

Дорога из Ростовской области переходит в Ставропольский край. Первое же село называется Привольное. В нем вырос Горбачов МС и авантюрист Андрей Разин. Далее дорога пересекает речку Копалы. Довольно историческая речка, про которую сложена казацкая песня "любо братцы любо" о событиях 18 века когда отряд в 1000 казаков разгромил войско крымского хана превышавшее его по численности в 25 раз. Атамана того звали Матвей Платов (как новый ростовский аэропорт). Было ему на тот момент 23 года. Здесь есть и крест и памятные таблички.

Затем идет село Красногвардейское. От которого до Ставрополя всего 110 км (а до Ростова 220 км). Но мы повернули на юг и заехали в Ставрополь через Новоалександровск и Солнечнодольск. Этот крюк составил 160км. Зато посетили крупнейшее в этих местах Сенгилеевское водохранилище. Построено в 1958. Расположение в природной горной котловине. Выглядит здорово но все подходы к воде перекрыты шлагбаумами. А на всех обзорных точках прилегающих высот люди делали пикники, поэтому фото такое невзрачное.

В самом Ставрополе поразило обилие лесов даже в центре города (диких лесов!), шестиполосные светофоры и дороговизна продуктов в местном гипермаркете (ашан пока еще строится). С ростовской наглостью и хамоватостью водить машину в патриархальных ставропольских пробках одно удовольствие. Здесь никто не умеет толком подрезать и выжимать из ряда.

Про жемчужину Ставрополя не знают даже многие его жители. Хотя ради нее сюда идет паломничество из многих дальних городов. Называется она "немецкий мост" и расположена можно сказать в геометрическом центре мегаполиса. В диком дремучем лесу, в урочище куда не всякий внедорожник найдет путь. Мосту уже более 100 лет. По нему ходили только паровозы. А строился он силами пленых немцев (на дворе был 1915-16 год и первая мировая война), пленных австрийцев и пленных турок. Изумительно красивое грандиозное сооружение из местного ракушечника.

Высота моста метров 20, ширина 6 и длина 200. Здесь одновременно отдыхают и романтические парочки, и экстремалы скалолазы, и бомжи бухают. Мост остался от несуществующей уже Туапсинской железной дороги. Которая стала конкуренткой более старой Владикавказской жд. В те года Россия была мировых лидером по экспорту хлеба и крестьяне жестко нуждались в транспортной инфраструктуре по доставке товаров в морские порты. Реки с этой ролью уже не справлялись, а автотранспорт был еще в зачаточном состоянии.

Руководил постройкой дороги один знаменитый перец, который до этого стажировался на строительстве Транссиба и построил кругобайкальскую железную дорогу. Его московский дом был настолько красив что в нем зародился МХАТ. Помощником у него был один славный инженер, который был женат на внучке имама Шамиля. В честь этого инженера сейчас названа столица одной из кавказских республик. Дорогу построили за пару лет голыми руками да мотыгами. Впервые применялся цемент для строительства, а не только для украшений.

В гражданскую войну по Туапсинке (так назвали железную дорогу от Армавира до Ставрополя) тусовали бронепоезда. Ставрополь переходил из рук в руки несколько раз. То красные, то белые, а то были еще и зеленые. (в Анапе главная улица названа в честь Красно-Зеленых). Бронепоезда простреливали гористую ставропольскую возвышенность на многие километры. У белых в этих местах свирепствовал бронепоезд "Единая Россия" уничтоженный тараном другого бронепоезда. Известно что сам Сталин фанател от бронепоездов и есть кинокадры где он стоя на подножке на скорости рубит врагов саблей.

Гражданская война поставила крест на железной дороге до Ставрополя. Пути были взорваны и разворованы. Немцы во вторую мировую пытались чтото починить но не успели. Остались от железной дороги рожки да ножки. Сейчас в глухой степи то там то сям можно встретить ажурные мосты из ракушечника в стиле "немецкого моста". Есть и большие потрясающие мосты и мостики по меньше. Больше ста лет простояли. Но сейчас это уходящая натура. Местная голытьба растаскивает стройматериал на свои выгребные ямы. Мосты нигде не учтены и не считаются памятниками архитектуры. А один такой мост сейчас находится на военном полигоне где служит мишенью для танковых пушек. Вокзал в Ставрополе сейчас является баптистской церковью.

Существует карта этих мостов и к ним часто устраивают экспедиции внедорожники. На пузотерке тоже можно подъехать почти ко всем, но от Новокавказского моста до аналогичного Николаевского нужно ехать либо с полным приводом 20 км через горный хребет, либо делать крюк 120км через Невинномыск и Армавир.

Кстати в начале поста упоминал села Песчанокопское в Ростовской области и Красногвардейское в Ставропольском крае. Возле автодороги между ними тянется заметная насыпь железнодорожная и современные бетонные мосты через речки. А самой железной дороги там нет. Возникает аналогия с туапсинкой. Какая сволочь разрушила еще одну железную дорогу? тут история тоже интересная. Упомянутый выще Горбачов став губернатором Ставрополья (первым секретарем обкома КПСС) придумал сделать железку до Ростова. Стройку назвали ставропольский БАМ. Ударно трудились четыре года. Пустили поезда до самой Москвы, Но при Елицине ее разобрали и пропили. А Ставропольсий вокзал снова стал тупиковым. И вообще столичные функции перехватил Пятигорск.

На эту поездку у меня ушло 13 часов. А ночевка с субботы на воскресенье состоялась уже в Кавказских горах на берегу шумной речки. Про вторую часть этой поездки выходного дня расскажу в следующем посте.





































Tags: kia soul, краеведство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Journal