Lupivshiy (lupiv) wrote,
Lupivshiy
lupiv

похождения полковника Бульбенко

Оглушительная реклама на российских телеканалах возымела свои плоды и я как остальные зомби сходил в кинотеатр посмотреть "Тараса Бульбу". И разгадал таки загадку, почему многие солидные мужики, выходя с сеанса, плачут. Я тоже чуть не ревел. Так бездарно потратить 100 рублей (еще сто двадцать за попкорн) и два часа свободного времени! Развели меня как лоха.

Еще учась в школе, догадывался, что все эти хрестоматии когда нибудь экранизируют, разжуют, выпуклят фабулу, препарируют и преподнесут нам на экране в сжатом виде. Когда можно будет знакомиться с шедеврами мировой литературы краем глаза, делая еще попутно сорок дел или не отрываясь от компьютера. Но имя российского Спилберга в титрах приворожило и заставило податься в кинотеатр.

Режиссер Бортко безусловно талантлив. За каждую свою работу он заслужил памятник. Его фильмы можно много раз пересматривать (и ведь пересматриваются!) "Блондинка за углом" (с Догилевой и Мироновым), "Афганский излом" (с Микеле Плачидо), "Улицы разбитых фонарей" (одна из ранних серий), "Бандитский Петербург" (первый и второй сезоны), культовые "Собачье сердце", "Идиот", "Мастер и Маргарита". Но вот Гоголь оказался не по зубам маэстро.

У Бортко основная фишка в постановке диалогов и выписывани мельчайших исторических деталей. А ставка на зрелищность массовых батальных сцен себя не оправдала (тут еще можно вспомнить жалкие потуги компьютерной графики в "Мастере и Маргарите"). Склеивать драки и конные трюки из пяти разных кусков кинопленки считается моветоном в современной киноиндустрии. Терпеть такую халтурку два часа могут только мазохисты.

Привлечение множества знаменитых актеров тоже не помогло. Им просто негде было развернуться. Скакать на коне толпе и драться куча на кучу много ума не надо. В итоге они устроили длиннющее и скучное негласное соревнование по многоэтажности предсмертных реплик своих киногероев. Превратив тем самым картину в недостоверную псевдо-патриотическую агитку. Большинство зрителей с нетерпением ожидало, когда уже всех козаков перебьют. Но Бульба даже на костре ухитрялся поносить врагов, славить Русь и управлять своими войсками.

Возможно большинство упреков следует адресовать самому Гоголю. В своей зарисовке о жизни козаков шестнадцатого века он хотел подчеркнуть варварское прошлое правобережной Украины. Основой экономики в те времена был взаимный грабеж. Зачем "сеять гречку и пасти овечек", когда можно вести разгульную жизнь, бухать и зарабатывать войною. Козаки предпочитали тусить на недоступном острове, стрелять по пьянке друг в друга, а потом успешного стрелка закапывать живьем в одной могиле с его жертвой.

Судя по черно-белым воспоминаниям, Тараса в детстве чем то обидели татары. Поэтому он решил всю жизнь биться за христианство, но для своих упражнений избрал врагом почему то других христиан - поляков. Будучи по сути неврастеником, он даже детей своих бил. Одного впоследствии собственно ручно пристрелил, а на казнь второго поехал поглазеть даже не взирая на опасность. В битвах же он предпочитал участвовать со стороны, стоя на холме и посылая конницу на штурм десятиметровых крепостных стен. Неудивительно, что в итоге все погибли. Кроме одного козацкого еврея и еще одного деда, который три раза ухитрялся прибежать со словами: "Всех убили- я один живой остался".


Отдельное ФЕ хочу сказать тем, кто частенько приговаривает, что такой то фильм лучше смотреть на большом экране. Это могут говорить только те, у кого нет ж/к телевизора. Меня совершенно не восхитил большой экран своим тускловатым расплывчатым изображением. И звук хоть и громкий, но не создает впечатления объемности. Обычные стереоколонки дома дают лучший эффект. Просмотр на большом экране трейлеров к Форсажу4 и Обитаемый Остров2 только убедили меня в моем мнении.
Tags: синематека
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments